О крещении простыми словами.

Обряд крещения ребенка

Начать хочется с того, что крещение — это таинство. Еще его называют таинством второго рождения, человек рождается в жизнь вечную, имя вносится в Книгу Жизни. Таинство – это значит, что происходит нечто таинственное, какую-то часть его мы видим, а какую-то не видим и, может, даже иногда не совсем понимаем, но что-то обязательно происходит. А что происходит? Чем отличается человек крещеный от некрещеного? Попробуем разобраться.

Имя Адам переводится с еврейского как «земля». Создал Бог человека из праха земного (Быт. 2.7). Образно можно сказать, что у каждого человека душа тоже подобна земле. У одного она жесткая, как камни, у другого плотная как глина, ничего не пропускает, можно даже гидроизоляцию делать, у другого наоборот, как песок, все принимает, но все проходит и ничего не остается. У третьего как земля плодородная, принимает и взращивает семя. То, что мы приносим на крещение, наша генетика, — это почва. Но мы понимаем, что какой бы хорошей ни была земля,  если в нее не посадить семя, то ничего и не вырастет.

Так вот, в нашей ситуации, приходя ко крещению, мы приносим Богу свою душу – почву, а у Него просим, чтобы он посадил туда семя жизни вечной – дар Духа Святого. Другими словами, мы просим у Бога талант веры. Таланты бывают разные. У кого-то талант к музыке, у кого-то талант к рисованию, у кого-то к литературе. Причем, даже внутри одного таланта степени бывают разные. Бывает так, что человек рождается и сразу слышит музыку, говорят, у него тонкий слух. А  кому-то «медведь на ухо наступил». То же самое бывает и с верой. Один с детства сразу чувствует, что Бог есть, и даже объяснять не надо. Бывает у человека такой талант веры, что он вырастает и вообще в монастырь уходит, а другому подавай математические доказательства. Но при этом высшую математику он учить не хочет.

Нужно сказать, что во времена Христа слово «талант» имело совсем не то значение, которое принято сейчас у нас. Тогда талантом называли денежную единицу, достаточно крупную сумму денег. Так вот, представим, что мы пришли к Богу просить у него талант. Это несколько похоже на то, как люди приходят в банк, чтобы взять кредит. Обычно они приводят с собой двоих поручителей. Так и в данной ситуации, крестные перед Богом будут выполнять роль поручителей. Правда, когда крестят младенца, ситуация усугубляется тем, что сам крещаемый не дееспособен, он не знает вообще, нужно ему это или нет, хочет он или нет, а уж о вере и говорить нечего. Поэтому крестные берут на себя обязанность научить ребенка вере. Что важно, когда в банке берут кредит? Важно хорошенько прочитать условия договора, особенно то, что написано мелким шрифтом. Крестным тоже сейчас нужно понять, под чем они подписываются. В любом договоре всегда есть две стороны, что-то обещают нам, а что-то обещаем за это мы. Это нужно четко понимать. Иначе, если одна сторона не будет выполнять своих обязательств,  то и вторая тоже вправе не выполнять своих. Обычно, когда спрашивают родителей перед таинством крещения, — что вы хотите получить у Бога?- они хором отвечают — здоровья. Это не совсем правильно. Вернее, это не совсем от Бога зависит. С одной стороны, генетика наша, а с другой, экологию тоже не Бог портит. С третьей, если ребенка поменьше кормить консервантами, то всё будет нормально. Главное, здоровье не портить. Правильнее здесь будет сказать, что мы просим у Бога Ангела-хранителя, спутника на всю жизнь. Это первое.

Во-вторых, как мы уже сказали, мы просим талант веры или, другими словами, дар Святого Духа, маленькое семечко благодати. В-третьих,  самое главное, и это очень важно понять, что мы просим у Бога, чтобы Он усыновил Себе нашего младенца. В крещении мы получаем право назвать Бога своим Отцом и читаем молитву Отче наш. Некрещеный не вступил в завет с Богом, а, значит, и не усыновился Ему. Он не имеет такого права. А что это значит, что это дает? Можно объяснить это по аналогии, как мы относимся к детям, к своим и к чужим. Они, конечно, все дети, но к своим мы относимся по-особенному. Своих, говорят, больше любят, воспитывают. Скажем несколько по-другому, — своим больше прощают. Вот у иной старушки сын пьет и даже бьет ее, а она все равно прощает, молится за него, денежку дает. А куда его денешь, свой ведь. Чужого давно бы уже отправили к его родителям. Так вот и Бог. Если он один раз усыновил, то уже никогда не бросит. Даже если человек отречется от Бога, то Бог не отречется от него. Может быть, будет воспитывать, наказывать, но не бросит. В крещении человек сразу становится полноправным членом Церкви и может уже участвовать во всех таинствах, в каких только позволит возраст и возможность.

Четвертое, что мы просим, это прощение грехов. Когда приходит креститься взрослый человек, то в крещении ему прощаются все его грехи, которые были до этого. Некоторые даже думают, что вот я погрешу, а крещусь уже в старости. Но Бога ведь не обманешь, он видит расположение души. Так можно и не успеть. Никто не знает, когда смерть приходит. Креститься нужно тогда, когда понял любовь Бога и Его жертву, на которую Он пошел, чтобы спасти тебя. Так Отец Небесный зовет своего заблудшего сына и не ответить или отвергнуть это нельзя.  Когда крестят младенцев, то им прощать собственно нечего. Настанет еще время, когда они придут к Богу на исповедь с покаянием.  Но придут уже не как к судье, а как к Отцу, с надеждой на прощение, на понимание.

Пятое, чего мы просим, можно сказать, еще и Царство Небесное в придачу.

А теперь нужно разобраться, что обещаем мы, вступая в договор с Богом, чтобы договор оказался в действии. Обычно отвечают, что мы должны верить. Это хорошо и правильно, но как это проверить? В современной жизни сплошь встречаются ситуации, когда юноша говорит девушке, что он ее любит, а руку не предлагает. Странная вот такая любовь бывает. К сожалению, девушки попадаются на это. В Новом Завете прямо говорится, что бесы тоже веруют (Иак. 2:19), но лучше от этого не становятся. Вера без дел мертва. В чем же должна выражаться вера? Любящий меня,- говорит Христос,- заповеди мои соблюдёт (Ин. 14: 15).

Представьте себе, что ребенок появился на свет. Мама еще не догадывается, что беременна, а на небе уже вспыхнула его «звездочка». У Бога появилась душа, а, значит, появилась и судьба. Господь начинает планировать всю его жизнь. Вот в этот момент он родится, в этот пойдет в школу, здесь в институт, а здесь, может быть, свою суженую встретит. Бог знает, где счастье человека, и будет пытаться к нему вести. Это нам с вами, чтобы заглянуть за угол, нужно до него дойти, а Бог все видит сверху. Он видит жизнь человека сразу целиком, потому что живет вне времени и пространства. Бог начинает связывать судьбы тысяч людей, с которыми нужно будет встретиться.

Когда мы едем на машине, то мы ориентируемся по правилам дорожного движения. Во всей стране действуют единые правила. Если человек их соблюдает, то есть большая вероятность, что он доедет до нужной цели. К сожалению, всегда есть те, кто их не соблюдает.

полосатыми палочками, которые призваны помогать решать трудные ситуации. Это очень важное и необходимое служение, нужно им гордиться. Но и здесь человек порой злоупотребляет своими правами. К сожалению, даже на небе есть ангелы, которые извратили свое служение и пали. Так вот, Бог создает свои правила «дорожного движения». Они называются заповеди. По ним Он прокладывает жизнь человека.

??????????????????????????????????????????????????????????

Для этого на дорогах стоят «ангелы хранители» с

Что происходит дальше? Идет человек по жизни, складывается определенная ситуация. «Что делать?»- думает человек. Заповедь говорит: «Направо!». А человек говорит: «Хочу налево». Если очень хочется, может, немножко можно? Нельзя,- говорят ему,- налево, а он все равно идет. Так и сходит с пути Божьего. В этот момент рвутся все ниточки. А завтра должна была произойти судьбоносная встреча. Например, девушка говорит: «Мне уже семнадцать, а со мной никто еще по-настоящему не дружит». Что делать? Попробуй ей объяснить, что ее суженый в другом городе еще институт заканчивает, нужно дождаться. Нет,- говорит она,- я хочу здесь и сейчас. Смотришь, через какое-то время уже ходит беременная. Так и живет матерью одиночкой. Попробуй, в таком случае, Бог, что-то запланируй для человека. Хорошо,- говорят,- пойду, покаюсь, вернусь на путь Божий. Но два раза в одну реку войти невозможно. Ты вернешься уже чуть дальше и для Бога нужно перепланировать все заново. А это ведь судьбы и свободная воля уже взрослых людей. «Шахматы» для Бога становятся намного сложнее. Что происходит дальше? Покаялся человек и ждет, что вот теперь сразу должно все исправиться, и невеста завтра появится на горизонте. Подождал несколько дней, что-то нет, и опять повернул налево. Что-то,- говорит,- не работает. А в реальности просто еще не успели образоваться новые связи. У нас терпения не хватает дождаться. Но Бог не будет играть по твоим правилам и подстраивать под тебя весь мир.

Мы все хорошо знаем, что детей нужно учить правилам дорожного движения. Если этого не сделать, то ребенок может попасть в нехорошую ситуацию. Так вот, вступая в Завет или, говоря на современном русском языке, заключая договор с Богом, крестные подписываются, что они обещают научить своих крестников этим самым правилам духовного движения – заповедям. Иначе даже Сам Господь Бог не сможет им помочь. О каком счастье тут можно будет говорить?

Обычно, если спросить у людей, сколько существует заповедей, называют цифру 7 или 12, редко кто скажет 10. А если попросить их назвать, 95 процентов больше четырех не называют. А уж о заповедях Нового Завета («заповеди блаженства) и говорить нечего. Представьте себе, что за руль сел человек с 40% знанием правил дорожного движения. К чему это приведет? Подготавливаясь ко крещению, крестным необходимо разобраться со своими обязанностями, потому что договор не безусловный и может не вступить в силу.

Теперь несколько слов об обетах крестных.

Первым обетом является обет отречения от сатаны. Кто такой сатана? Обычно считается,  это что-то, виноватое во всем плохом. Попробуем уточнить вопрос. А сатана это кто или что? Вот здесь уже сложней, и мнения обычно делятся на два. Нам нужно понимать, что сатана это, во-первых, кто. То есть существо, живое, свободное, разумное, личность, как и мы с вами, но бесплотное. Ангел, только падший. А что значит бесплотное?

У нас ученые пытаются найти инопланетян. Все говорят, что-то такое есть, а вот поймать не могут. В Библии еще несколько тысяч лет назад написано, что наш мир сложный. В нем есть существа, которые живут, выражаясь современным языком, в параллельном с нами мире. Мы живем в третьем измерении, а они живут в четвертом или пятом. Наш мир для них просто плоский. Они в нем передвигаются независимо от пространства. Например, в Евангелии описана ситуация, когда Христос после Своего воскресения проходил сквозь закрытые двери. Он в одном месте исчезал и появлялся через несколько километров в другом. Сейчас бы это назвали телепортацией. Но это описано 2000 лет назад. Так вот, эти существа бывают добрые и злые. Добрых Священное Писание называет ангелами, а злых – демонами. А сатана — это предводитель злых демонов. Слово сатана – латинское по происхождению и переводится на русский язык как «противник». Чей противник? Бога. Слово дьявол – греческое и переводится на русский язык как «клеветник». Клеветник — это не просто обманщик, он еще и наговаривает на другого. Наш русский эквивалент — это лжесвидетель в суде. Одна из 10 заповедей Моисея так и говорит: не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

Сначала диавол оклеветал Бога перед другими ангелами, и одна треть ангелов пали с неба и стали демонами. А потом он оклеветал Бога перед людьми, и люди тоже пали. Перед крещением важно понять, в чем была суть грехопадения там, в Раю, у дерева познания добра и зла. Библейское слово познать — это не наше современное – прочитал и узнал. Нет.  В Библии сказано, например, познал Адам жену свою, она зачала и родила сына. И особое дерево в раю названо деревом познания добра и зла. Употребляется одно и то же слово. Познать в библейском понимании значит сделать своим. Если человек что-либо познал, это стало принадлежать ему. Другими словами, дерево познания добра и зла — это дерево обладания правом выбора добра или зла. Исполнение заповеди  означало добро, непослушание  означало зло. Адам решил, что он уже имеет это право выбора. Значит, он приравнял свои права к правам Творца. Фактически, это свержение власти Бога – Отца.

Иногда спрашивают: А для чего Бог поставил там это дерево, ведь Он знал, что человек падет. Он специально искушал человека? Нет. На самом деле было без разницы, дерево это или еще что-то. Просто нравственно человек созревает, только обладая свободным выбором, совершить добрый поступок или нет. Например, накормить голодного, когда ты сам голоден или отобрать у него кусок, имеет нравственную разницу. Хорошо быть честным, когда кругом стоят видеокамеры. А вот не украсть, когда никто не узнает, — это уже нравственный поступок. Сейчас нам приходится совершать подобные поступки каждый день. Поступить так, как требует Бог и Его заповеди, или сделать «как все».  В этом постоянном выборе формируется и взрослеет человек. Получается, что это дерево являлось необходимым условием, проверкой Бога на доверие человеку. Человек не прошел экзамен. Теперь у нас этот экзамен длинной во всю жизнь.

Применительно к нашей ситуации спросим: для ребенка кто устанавливает, что есть добро и что есть зло, что можно и чего нельзя? Конечно, родители. Они, например, говорят ребенку – в розетку пальчик не суй, убьет. Так и Бог, создавая этот мир, сказал Адаму и Еве под страхом смерти – от этого дерева не ешьте, вы умрете. Когда спрашивают ребенка, чем ты отличаешься от взрослого, обычно все дети говорят: взрослым уже все можно, а нам еще нет. На самом деле, взрослым еще больше нельзя, просто они несут ответственность за свои поступки, а дети еще об этом не думают. Древо познанияДальше наступает время, когда ребенок может услышать даже грозные слова отца о том, что пока ты в моем доме, ты делаешь то, что я сказал. Вот будет у тебя своя семья, делай что хочешь. А здесь я хозяин. Устанавливать законы — естественное право родителей. Но ребенок растет дальше. Выходит на улицу — и вот находится некий «друг», который говорит: тебе это еще нельзя, значит, ты еще маленький!  И начинает манипулировать ребенком, давить на гордость. Твоих родителей, говорит он, уже давно в музей пора сдать. Ты сам большой, пей, кури, матерись.  И подросший ребенок обычно ловится на эту наживку – мне уже можно, потому что я взрослый.

Так произошло и в Раю. У дерева познания добра и зла дьявол клевещет на Бога, будто бы Он запрещает людям вкушать эти плоды, потому что не хочет, чтобы они были как боги, знающие добро и зло, то есть имели право, как взрослые. Получалось так, как будто плоды имели некоторую магическую силу и давали знания. На самом деле, вкусив их, Адам и Ева ничего не узнали, кроме греха. Иными словами, грехопадение — это своего рода революция. Человек свергает власть Бога, но при этом вступает в сговор с дьяволом. Так и подросток свергает власть родителей, преступая их запреты. Не случайно потом заповедь о почитании родителей также стала одной из десяти заповедей Моисея.

Если посмотреть на историю человечества, то мы увидим бесконечные революции и бесконечное желание построить рай на земле без Бога. Но ничего не получается. Вся история — сплошные войны. С дьяволом рай не построишь. Поэтому, приступая ко крещению, мы как бы возвращаемся назад, к дереву познания добра и зла и говорим, что для нас добро и  зло определяет Бог, потому что мы Его дети. Мы обещаем жить по Его заповедям. При этом крестные исполняют то, что тогда, к сожалению, не сделала Ева. Они плюют на дьявола. Бог для нас показал свет, дорогу, куда нужно идти, поэтому, обращаясь к Нему, мы поворачиваемся на восток, откуда восходит солнце. А на западе солнце заходит. Поэтому, обращаясь к дьяволу, мы поворачиваемся на запад.

Вторым обетом крещения является обет сочетания с Богом. Мы принимаем, что для нас   добро и зло,   можно и нельзя определяет Бог в Своих заповедях, а мы Его дети. В подтверждение крестные три раза читают Символ Веры. Эту молитву нужно знать наизусть. Каждое слово написано в ней кровью первых христиан и исповедников веры.

Часто спрашивают, а в каком возрасте лучше крестить? Одни предпочитают крестить сразу в младенчестве, другие ждут, пока ребенок выберет свою веру сам. Можно сказать по аналогии. Если вы посадили семечко, то его нужно поливать, если же не поливать, то зачем и садить тогда. Другими словами, если среда, в которой растет ребенок, христианская, и семья верующая, то, конечно, лучше крестить в младенчестве. Чем раньше, тем лучше. Ведь вы даёте ребёнку возможность причащаться святых Христовых тайн. Если же семья и среда жизни ребенка не христианская, далекая от веры, лучше дать возможность выбрать ребенку самому, когда он вырастет. Святитель Феофан Затворник, отвечая на такой же вопрос, говорил, что семя благодатной жизни, получаемое человеком в крещении, умереть не может, оно бессмертно. Но если человек не живет церковной жизнью, то оно словно замирает в нем или засыпает. Для такого человека днем крещения будет считаться день его первой осознанной исповеди, а водами крещения станут слезы покаяния, когда произойдет соединение воли Божией с волей человека.

В завершение можно пожелать крестным родителям, пока еще их подопечные маленькие, стараться помогать и заботиться, чтобы кровные родители не забывали их причащать. Ну, а когда уже семечко подрастет, вот тогда нужно будет и пасынки обламывать, и крону формировать…. Человека делать.

дерево