Трогательный обычай

ROinimaC3Lc
В Православной Церкви существует один трогательный обычай. В четверг вечером на страстной седмице, после прочтения 12 отрывков из Евангелий о казни Христа, верующие берут от распятия огонек и несут его домой. Этим огоньком они ставят знак креста на косяках дверей своих домов. Откуда взялась эта традиция и что она означает?
Корни этого обычая уходят в далекую древность, еще во времена пророка Моисея, к установлению первого праздника Пасхи. Бог обрушил на Египет 10 казней для того, чтобы Египетский фараон согласился отпустить своих рабов-евреев. Руками Моисея в этих чудесах были повержены почти все боги язычников-египтян. Даже верховный бог Египта Ра, бог-солнце, и то подобно лампочке выключилось по мановению пророка. Остался последний бог, это сам фараон. Последняя казнь называлась Пасха. Бог повелевает евреям приготовить Ему жертву, запечь однолетнего ягненка с горькими травами и съесть его. (Исх. 12) Ягненок должен был быть непорочным, то есть не больным, не хромым, не рябым, самым лучшим, таким, которого обычно оставляют на породу. Костей его нельзя было дробить, и есть его нужно было быстро, как будто собрались уже уходить и просто остановились перекусить перед дорогой. Но, самое главное, нужно было взять его кровь и ею поставить знак на косяках ворот. Ночью, по слову Бога, по городу должен будет пройти ангел смерти. Дома, на воротах которых он увидит этот знак, он пройдет мимо. В домах же, где не будет этого знака, умрет каждый первенец, начиная от скотины и заканчивая человеком. Наутро весь Египет огласился воплем. Даже у фараона умер наследник. Теперь евреев уже не просто отпустили, их буквально выгнали из Египта. С тех пор в Израиле каждый год отмечали этот день, ритуально воспоминая день заключения завета с Богом в крови этого ягненка.
2000 лет назад, накануне празднования этого дня Пасхи, Христос собрал своих учеников на последний ужин, Тайную Вечерю. Им надлежало отпраздновать наступление праздника. Хотя Пасха в тот год выпадала на субботу, в четверг вечером уже начинали ее отмечать. И вот, во время этого ужина Христос берет хлеб, благословляет его и говорит: «Ешьте, это Тело Мое, которое за вас ломится, во оставление грехов». Затем Он берет чашу с вином, благословляет ее и говорит: «Пейте, это Кровь Моя, Нового Завета, которая за вас и за многих изливается во оставление грехов». Фактически, Христос ставит Себя на место того Ветхозаветного агнца и заключает с людьми Новый Завет в Своей Крови. С тех пор вкушение Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина стало главным таинством Церкви – Причастием. Причем, все Ветхозаветные прообразы пасхального агнца буквально исполнились в казни Спасителя на следующий день. Агнец должен быть непорочным, и Сын Божий не совершил ни одного греха. Запекали агнца с горькими травами, которые стали прообразом горьких страданий Христа, бичевания и распятия. Того агнца ели быстро, и здесь казнь совершили быстро, поскольку в пятницу вечером уже начиналось празднование Пасхальной субботы. Кости у ягненка запрещено было дробить, и воины, казнившие Мессию, не перебили у Него голени, как у двух висящих рядом бандитов, поскольку Он уже умер. Осталась только кровь. И вот в этот день вечером, после прочтения Евангелий о казни Христа, верующие берут от распятия огонек как знак страданий, как частицу крови этого Агнца, несут с благоговением домой и ставят им знак Креста на косяках своих дверей. Еврейское слово Пасха переводится на русский язык как «пройти мимо». В ту роковую ночь смерть проходила мимо домов, где люди поверили Богу и ставили знамение этой веры кровью ягненка. Христиане также освящают свои дома и молятся Богу, чтобы нечистая сила, видя знамение Креста на их дверях, также прошла мимо.