ИСПОВЕДЬ И ПОКАЯНИЕ. СВ. ПРИЧАЩЕНИЕ

ИСПОВЕДЬ И ПОКАЯНИЕ. СВ. ПРИЧАЩЕНИЕ

  1. Грех и его горькие плоды

Грех – это преступление закона Божия, представляющего собой духовную основу человеческой жизни. Это то, что отсекает и удаляет нас от Бога и Церкви. Удаление от Бога – это удаление от полноты жизни, это умирание души под тяжестью греха, сон совести, притупившейся от множества беззаконий. В результате греха мы ввергаем себя в различные бедствия и мучаем самих себя. Грех часто сладок, но плоды его горьки.

  1. Покаяние

Благодаря покаянию мы можем восстать от своего падения и продолжить путь к Богу. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем.

  1. Исповедь

Личное устное исповедание грехов перед священником – непременное условие Таинства Покаяния.

Для справки: Так называемая «общая исповедь», при которой люди не исповедуясь священнику, выслушивают  перечень грехов и получают разрешительную молитву, не является исповедью. Официальное издание Русской Православной Церкви «Настольная книга священнослужителя» (М. 1998. Том 8) квалифицирует «общую исповедь» как «неканоническое новшество» и «церковное беззаконие» (Стр. 474-477).

В то же время, многие приходят на исповедь, желая только молча выслушать разрешительную молитву, а потом причаститься. Другие говорят на исповеди, что грешны во всем. Это также не является исповедью. Это всего лишь неуклюжая попытка создать впечатление раскаяния, не раскрывая конкретно  своей  неправды. В таком «покаянии» сквозит нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете заповедей Христовых и, прежде всего, — упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь.

  1. Подготовка к исповеди

В начале церковного пути мы можем остро чувствовать, что надо исповедаться, и в то же время не знаем, что сказать на исповеди. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: я не хуже  других. В результате мы не видим ничего из ряда вон выходящего в том, что бы мы не натворили: нам кажется, что так поступают все. Приходя на исповедь, очень важно видеть свой грех. Вне зависимости от того, поступают ли так все или нет, важно, что я не имею права так поступать, я искренне опознал в себе эти грехи, и я должен с ними расстаться. Это нужно лично мне, а не кому-то; от этого зависит моя вечная жизнь или смерть. Часто камнем преткновения является смущение, с которым мы приходим на первую исповедь. Смущение вызвано не только стыдом, но еще и недоверием к священнику. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Господь Иисус Христос, который невидимо стоит перед нами. Священник же является от Бога установленным совершителем Таинства Покаяния и нашим помощником в этом деле.

Готовясь к первой исповеди, самое главное — не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с того времени, когда Вы стали различать плохое и хорошее, — и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый голос мысленно будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», — это как раз и принести на исповедь в первую очередь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими – греховными навыками, привычками бороться изо всех сил.

Перед тем как отправиться на исповедь, нужно побыть в уединении, помолиться Богу, что бы Он освятил тайные уголки нашей души. Если мы не побоимся заглянуть в собственное сердце и будем откровенны с самими собой, то увидим бездну своих грехов.

 

 

4.1 Наши грехи и греховные состояния по отношению к Богу

Равнодушие к Богу, Его благой воле и Его Слову. Жизнь без молитвы, исповеди и Причастия. Обольщение себя известной глупостью: «Бог у меня в душе — церковь мне не нужна», в основе которой лежит нераскаянность и гордыня.

Богохульство, кощунство над святыней. Занятие магией, прорицанием, астрологией, гаданием и т.д.; обращение к колдунам, экстрасенсам, гипнологам-кодировщикам, бабкам, гадалкам, что является отречением от веры и надежды на Бога и, в конце концов,  заканчивается  общением с сатаной и его нечистыми духами. Поиски ложной духовности: членство в сектах, медитация, йога и прочие оккультные практики, что исполняет человека жуткой гордыней и отлучает от благодати Божией. Переодевание в костюмы нечистой силы даже ради забавы (празднество хэллоуина и т.п.), что является предательством веры и насмешкой над Жертвой Христовой.

Нежелание знать о своей вере ничего больше, кроме самых элементарных понятий. Нежелание читать Св. Писание и книги о духовной жизни.

Пренебрежение к постам и постным дням. Непосещение Богослужения в воскресные дни и праздники. Употребление имени Божьего в шутках и пустых разговорах.

Редкое Причащение (избегать Причащения – значит презирать Жертву Христа). Причащение без установленной Церковью подготовки и примирения с ближними.

Недоверие к Богу, неверие в Его благой Промысл в несчастьях и в различных затруднениях. Вера в приметы, в судьбу, в гороскопы и сны.

4.2 Грехи и преступления по отношению к ближним Аборты и абортивные средства. Совет и участие в совершении аборта. Аборт – это варварское убийство беззащитного и невинного человечка. Это отвержение Божьего дара и благословения, отрицание надежды на Бога, соучастие в делах диавола, кровавая жертва идолу комфорта и себялюбия. Это грех, который может быть очищен только сугубым покаянием, глубоким изменением всего отношения к жизни, делами милосердия и жертвенности до конца своих дней.

Для справки: внутриматочные спирали и кольца являются 100%-но абортивным средством, препятствующим имплантации зачатого эмбриона в стенку матки для дальнейшего развития. Все современные гормональные «противозачаточные» средства (таблетки, уколы, имплантанты и т.д.) являются абортивными препаратами. Они лишь снижают вероятность зачатия, которое рано или поздно все равно происходит. В этом случае зачатый эмбрион убивается химическим путем.   Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) также имеет абортивную природу, поскольку сопровождается уничтожением избыточных эмбрионов. (В свою очередь, «суррогатное материнство» противоестественно и также морально недопустимо).

Абортивные средства контрацепции приравниваются к аборту (Соц. Концеп. XII.3). Супруги, не желающие отказаться от абортивных контрацептивных средств, не получают прощения грехов на исповеди и не допускаются к Святому Причастию.

Вражда, издевательство, насилие, убийство.

Развращение детей и подростков. Пропаганда насилия, половой распущенности и сексуальных извращений в любой форме. Торговля эротической продукцией. «Половое просвещение», подталкивающее подростков и молодежь к добрачным половым связям, плотским извращениям и абортам. (По слову Христа, такому «учителю» лучше было бы, если бы ему повесили камень на шею и утопили во глубине морской).

Ненависть, зависть, злорадство, злопамятство, воздаяние злом за зло.

Грубость, дерзость, насмешки, ссоры, проклятия, жестокость. Советы к совершению греха, разглашение чужих грехов, осуждение, сплетни, клевета. Грубые и мелочные замечания людям в храме, не знающим церковных правил.

Сеяние смуты и разделения в среде верующих по своему невежеству, гордыни и непослушанию Церкви. Неуважение к родителям и старшим.

Ложь, обман, утаивание найденной вещи. Воровство. Хищения на службе и на работе, вымогательство, незаконные сделки, ростовщичество, жизнь за чужой счет.

Несправедливое отношение к подчиненным. Преследование за правду.

Отсутствие любви к ближнему, безразличие к нему, пренебрежение, презрение, неблагодарность. Грубое, неразумное вмешательство родителей в семейную жизнь своих детей. Отсутствие добрых дел и милосердия. Жестокое обращение с животными.

Нецеломудренная одежда, вызывающая сексуальный интерес (обтягивающие брюки, мини-юбки, глубокие разрезы, голые пупки и т.п.).

4.3 Плотские грехи

Блуд и прелюбодеяние, т.е. добрачные и внебрачные половые связи и сожительства. (Для находящихся в добрачных или внебрачных сожительствах Св. Причастие невозможно. Законный брак – это, как минимум, регистрация в ЗАГСе).

Рукоблудие, гомосексуализм и прочие извращения, извращения в интимной супружеской жизни. Блудное услаждение нечистыми мыслями, фантазиями и прикосновениями. Прикосновение к святыням в нечистоте.

4.4          Грехи и греховные проявления в семье

Нарушение супружеской верности (прелюбодеяние).

Отсутствие заботы о своей семье. Отсутствие любви и уступчивости. Стремление властвовать и эгоизм. Развод без серьезных на то причин, которые допускает Церковь, что является проявлением гордыни и безответственности.

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений, стремления жить в комфорте. За что получим от Бога крест намного более тяжкий, чем рождение и воспитание детей.  Безразличие к воспитанию детей в вере и заповедях Божиих.

Жизнь верующих супругов в браке без благословения Божия (Венчания). Полное пренебрежение  к постам и праздникам в плане воздержания в супружеской жизни. Стремление к воздержанию без  взаимного согласия обоих супругов.

4.5          Грехи по отношению к самому себе

Курение, пьянство, наркомания и ее разновидности. Опьянение до скотского состояния. Азартные игры. Одуряющая музыка. Фильмы и компьютерные игры со сценами насилия, ужасов и убийства. Трата времени в многочасовых развлечениях.

Непристойные анекдоты и блудные песни (попса и т.п.), танцы с бесстыдными телодвижениями. Косметика и никчемные украшения (вместо украшения своей души христианскими добродетелями). Безумное следование моде, выражающей дух блуда и тщеславия. Осквернение души журналами, фильмами и компьютерными играми эротического характера.

Любовь к деньгам и имуществу. Расточительство и роскошь вместо благотворительности. Жадность и корыстолюбие. Стремление хорошо устроиться в этой жизни в ущерб другим.

Объядение, страсть к лакомству. Употребление в пищу крови животных.

Сквернословие. Пустословие и болтливость. Тщеславное разглашение своих добрых поступков и добродетелей. Самолюбование, самомнение и гордость. Высокомерие, надменность, эгоизм. Любовь к похвалам.

Очень часто мы исповедуемся в различных незначительных промашках и не придаем никакого значения тому, что не любим Бога, ненавидим своего ближнего, не верим в слово Божие и остаемся полными себялюбия  и гордыни.

  1. Правила исповеди

Чтобы наша исповедь была угодна Богу, она должна быть искренней, правдивой, проникнута смирением и страхом Божиим. На  исповеди мы не должны:

1)            Исповедоваться в чужих грехах;

2)            Рассказывать пространные истории. Исповедоваться общими словами. Мы должны сказать, в чем конкретно мы оказались недостойными любви Божией; 3)               Говорить об уже исповеданных грехах, кроме тех случаев, когда мы их повторяем; 4)                Что-либо утаивать, потому что мы тем самым смеемся над Таинством, но Бог поругаем не бывает. В результате, вместо прощения мы лишь усугубим свои грехи.

Молитва прощения грехов читается священником над покаявшимися. Если у нас нет и намека на покаяние, если мы не собираемся отказываться от своей греховной жизни, тогда эта молитва остается недействительной.

  1. Путь покаяния

Нужно понимать, что даже если тебя простили все священники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не удалишься от греха и не изменишь свою жизнь.

Покаяние не должно ограничиваться взрывом эмоций. Необходимо исправлять свои ошибки, не возвращаться к одним и тем же грехам, старательно исполнять заповеди Божии. Борьба с грехом болезненна и горестна. Требуется время, труд, навык в добродетели и содействие благодати Божией. Необходимы регулярные исповедь и Святое Причащение.

Тяжкие грехи требуют сугубого покаяния, строгости жизни, терпения скорбей и смирения, понуждения себя на многие добрые дела. Как говорил свт. Киприан Карфагенский (III в.): «Сколь много мы согрешаем, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надобно врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления».

Не нужно забывать: то греховное, патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. Каждая новая исповедь все больше и больше открывает человеку печальную картину того, что творится в его душе. Но не нужно унывать. Лечебница покаяния всегда открыта. «Впасть в грех свойственно человеку. Оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане», — говорят отцы Церкви. Поэтому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое».

ПОДГОТОВКА ВЗРОСЛЫХ К СВ. ПРИЧАСТИЮ

Желающий причаститься должен подготовиться к этому Таинству соединения с Христом Спасителем. Подготовка касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается ограничение в пище (пост) и воздержание от супружеских отношений, а душе воздержание от греховных дел и молитвенное предстояние перед Богом. В дни поста исключается пища животного происхождения — мясные и молочные продукты  и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты, растительная пища употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться (речь идет о телевизоре, компьютерных играх, развлекательной музыке и т.п.). Продолжительность и характер подготовки определяется благословением священника.

Непременное условие — примириться с тем, с кем находишься в ссоре. Простить обиды.

Накануне Св. Причастия необходимо прочитать канон покаянный Господу, канон Богородице и канон Ангелу Хранителю. Обязательным является прочтение «Последования ко Святому Причащению». После полуночи уже не едят и не пьют, к Св. Причастию необходимо приступать натощак.

Перед Св. Причастием необходима исповедь на вечернем богослужении. Утром, во время литургии, исповедуют, как правило, лишь детей, многодетных мам, престарелых и больных людей. После Св. Причастия нужно стремиться быть в трезвении, воздержании и немногословии. По молитвослову необходимо прочитать благодарственные молитвы. В ночь после Причастия следует воздержаться от супружеских отношений.

Если по состоянию здоровья вы не можете поститься в полной мере (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – многодетная мама с маленькими детьми), это не должно  быть для вас препятствием к Св. Причастию.