ЦЕНТР «ЛУКА»

На 2018 год в г.Алатырь и в Алатырском районе проживает около 200 детей с инвалидностью. Ближайшее специализированное государственное коррекционное учреждение для особенных детей находится в удаленности 200 км в г.Чебоксары.

Это создает большие сложности в своевременной диагностике болезней, реабилитации и лечении. Физическая неспособность помочь своим детям приводит к глубокой психической депрессии родителей, создает напряженность в семьях, нестабильность в отношениях, разрушает семьи. Подавляющее большинство родителей воспитывающих детей с особенностями, это матери-одиночки. 

Для решения этой острой социальной проблемы в 2015 году на базе храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Алатырской Епархии в г.Алатырь был открыт Центр помощи детям-инвалидам во имя святителя Луки Войно- Ясенецкого. Для названия Центра,  взято  имя известного в 20 веке хирурга-епископа, прославленного ныне в лике святых Русской Православной Церкви.

Из Евангелия мы знаем, что во время Своей земной жизни Господь творил много чудес. Один раз он исцелил прокаженного, другой даровал зрение слепому, третий исцелил парализованного, даже воскресил мертвого. Сейчас тоже много таких же больных, расслабленных или увечных. Об одном из таковых апостолы спросили Спасителя, а кто согрешил, он или его родители, что ребенок родился слепым. Такой вопрос мы часто слышим от родителей детей-инвалидов. Такой же вопрос мы слышим и от людей, которые все время пытаются искать виноватых. Но Господь указал совсем на другую причину. Он ответил, что ни ребенок, ни родители его не согрешили, но да явятся на нем дела Божии и прославится Имя Отца Небесного.  Мы сейчас не можем исцелять так, как это делал Спаситель, но мы можем продолжить его дела и оказать милосердие, проявить любовь, позаботиться о таковых, чтобы  исполнились слова Евангелия: «Да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех». (Мф.5;16). Исходя из этого, основной целью деятельности нашего Центра является помощь детям-инвалидам и их семьям во Славу Господа нашего Иисуса Христа.

Работа центра направлена на оказание помощи семьям с детьми-инвалидами. На самом деле, когда в семье появляется ребенок-инвалид, для многих это становится большим потрясением. Такие семьи, если они не отказались от ребенка, берут на себя подвиг, но, к сожалению, часто замыкаются. Порой вся внешняя жизнь для них прекращается. Редко в такой семье еще рождается ребенок. Обычно все средства тратятся на лечение одного. Кроме того, родители становятся буквально привязанными к больному, ведь сиделку нанять просто не на что. Опыт создания такого центра с группой дневного пребывания для детей-инвалидов в Марфо-Мариинской Обители в Москве показал, что если таким семьям оказать помощь,  на несколько дней в неделю брать ребенка на день, то у них словно открывается второе дыхание. Мама может хотя бы сама сходить в магазин или пообщаться с подругами, может даже устроиться где-то на работу на полставки. В таких семьях еще появляются дети. Кроме того, не стоит забывать, что ребенок-инвалид — это словно еще не раскрывшийся бутон. Мы ведь не знаем, какими дарами от Бога он наделен. Такие дети порой намного острее чувствуют мир. Вспомним, что великий ученый и художник Леонардо да Винчи тоже болел ДЦП, правая рука у него работала плохо, поэтому он рисовал и чертил все левой, а наш русский ученый-изобретатель,  основоположник теоретической космонавтики Циолковский, был глухой. Святая Матрона была с детства слепой, а Илья Муромец до 30 лет не владел ногами. Внешняя ограниченность этих людей помогла развиться в них иным талантам.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. Обнаружить эти дарования, развить их ему мешает неравенство возможностей. Главная проблема ребенка с ограниченными физическими возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда элементарного образования.

Оздоровив семью, мы сможем помочь и самому ребенку. Самая элементарная помощь, это хотя бы на некоторое время освободить маму и дать ей время, чтобы отдохнуть, (дать передышку) а тогда уже и психологический климат в семье улучшится.

Администрация г.Алатырь выделила помещения, площадью 250 кв.м., на безвозмездной основе. В рамках Общероссийской программы «Святость материнства», проводимой Фондом Андрея Первозванного г.Москва и Фондом Целевого Капитала «Истоки», был профинансирован частичный ремонт и закуплено первое оборудования.

Кто посещает наш Центр:

Вот только краткий перечень заболеваний детей посещающих наш Центр: Спастический тетропарез 2-ст, синдром Дауна, органическое поражение ЦНС, врожденная миопатия, атонически-астотический синдром, задержка нервно-психического развития, задержка речевого развития, ДЦП, синдром Вилли, аутизм, окклюзная шунтозависимая гидроцефалия, спастический тетропарез, задержка познавательного и доречевого развития, резудуальная энцефолопатия, аллалия, фокальная височная эпилепсия, умственная отсталость, двусторонняя нейросенсорная патия слуха, миотанический синдром, задержка психо-речевого развития, атоникоастенический синдром, нижний смешанный паропарез.

Занятия в нашем Центре комплексные. Очень важна последовательность и в то же время объем получаемой нагрузки. Путешествуя из одного зала в другой, дети получают недостающий для их развития импульс.

Сеансы массажа:

Каждый здоровый человек знает, как порой важно размять или расслабить уставшие и напряженные мышцы. В еще большей степени это важно для инвалида, у которого эти напряжения почти не проходят ни когда. Это ведет к нарушению кровоснабжения мышц, постоянным болям и атрофии. Если для здорового ребенка массаж, это средство развития, то для ребенка с заболеваниями – это своего рода лекарство. Все дети нашего Центра проходят массаж в специально оборудованном кабинете. Массаж направлен на снятие мышечного напряжения и боли, устранение блоков суставов и смещение позвонков. Массаж воздействует на суставы, мышцы, кожу, улучшает кровообращение, обмен веществ. Специалист осуществляет механическое и рефлекторное воздействие на ткани и органы. Воздействия через окончания нервов передаются в мозг и в виде ответа дают позитивные изменения в различных тканях и органах. С восстановлением кровоснабжения мышц, улучшается и двигательная активность. Дети начинают играть, ползать, взаимодействовать друг с другом. На их лицах появляются улыбки.

Занятия в спортивном зале «Илюша»:

После расслабления и увеличения подвижности мышц появляется возможность увеличить на них нагрузку. В спортивном зале «Илюша» названном так в честь святого богатыря Ильи Муромского, 30 лет просидевшего инвалидом, с воспитателем-инструктором ЛФК занимаются 62 ребенка-инвалида.  Занятия индивидуальные, нацелены на получение детьми необходимых элементов физической реабилитации. Выбор средств ЛФК зависит от состояния ребенка, назначенного ему режима двигательной активности и условий нашего центра. Занятия основаны на современных методиках и проводятся с использованием лечебной гимнастики, спортивного инвентаря и упражнений на тренажерах. Инструктор ЛФК заполняет индивидуальные карты, в которых ребенку назначается комплекс упражнений на укрепление мышц спины, рук, ног, стоп с перечнем тренажеров. Детям с диагнозом ДЦП нижних конечностей назначаются упражнения на тренажере Гросса. Благодаря лечебной гимнастике создаются физиологические предпосылки для восстановления правильного положения тела, развития и постепенного увеличения силовой выносливости мышц, исправления в возможных границах существующего дефекта, воспитания и закрепления навыка правильной осанки, нормализации функциональных возможностей важных систем организма. По назначению врачей-специалистов детской поликлиники проводится фито- и кислородотерапия.

Занятия с дефектологом:

Работа учителя-логопеда тесно связана с деятельностью других специалистов и осуществляется комплексно. Все подопечные Центра посещают логопеда-дефектолога. Занятия с каждым ребенком проходят по индивидуальной программе. Специалист проводит детальное обследование ребенка, на основании результатов которого организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии. Работа дефектолога нацелена на развитие у детей основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов), в т.ч. слуховой и зрительной памяти, логического мышления, развитие коммуникативных способностей,  активной речи, развитие моторики пальцев и игровой деятельности. Дыхательные упражнения для инвалидов – это уникальная и беспрецедентная система или даже комплекс специальных уроков. Эти занятия чудесным образом помогают при различных патологиях: проблемах с опорно-двигательным аппаратом и церебральном параличе, сбоях в дыхательной системе и диабете. В работе используется артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, зондовый массаж, работа над моторикой пальцев (от большого к меньшему, шнуровка) по методике Е.В.Новиковой. Коррекция звукопроизношения проводится по программе Н.В.Нищевой, диагностика развития ребенка — по методике Е.А.Стребелевой. Занятия направлены на устранение отклонений в развитии и восстановление функциональных способностей. В дошкольном возрасте упор делается на игровую деятельность, для школьников – на речь, письмо.  Проводятся консультации и беседы с родителями детей.

Занятия в дневной группе:

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Следствием слабого развития общей моторики и, в частности — руки, является общая неготовность большинства детей-инвалидов к письму и проблема с речевым развитием. Занятия с детьми-инвалидами в отличие от занятий с обычными детьми более социализированы, в них много отступлений, связанных с особенностями их жизни в окружающей среде и обществе. Ежедневно группу дневного пребывания посещают 14 детей (2 группы по 7 человек). Детское  творчество  всегда  было,  есть  и  будет.  Им  всегда  восхищались. В нем всегда много  радости  и грусти. Рисунки детей с особенностями  развития это  часто  выражение  глубоко скрытых эмоций. С детьми проводятся занятия в сенсорной комнате, уроки технологии (лепка, рисование), проводится сказкотерапия, песочная терапия. Дети учатся общению. Игровая комната вводит детей-инвалидов в социум,  а также решает проблему города, где нет специализированных коррекционных учреждений. Задача сенсорной среды в детской комнате максимально скорректировать дефицит эмоционального в развитии ребенка. Более того, с помощью элементов сенсорики возможно организовать познавательную деятельность ребенка, превращая детскую комнату в волшебный дворец, а учебные материалы в школу волшебства.

Родительский клуб:

Важной составляющей работы Центра является организация совместного досуга родителей и детей. Совместные дни рождения, именины, Рождество или Пасха, поездки на природу помогают преодолеть одиночество, почувствовать дружескую руку, поделиться опытом или найти решение своей проблеме.

Наши результаты:

Детям предоставляются услуги логопеда, психолога, дефектолога, массажиста, инструктора ЛФК. Пять дней в неделю работает группа дневного пребывания, в которой можно на несколько часов оставить ребенка. Действует театральный кружок, и кружок рукоделия. Оборудован кабинет Монтессори и детский игровой комплекс и компьютерный класс.

В этом году Центр выиграл Федеральный грант. Был закуплен уличный игровой городок. Идея  площадки состоит в возможности встречи особенных и обычных детей на единой игровой зоне. Спустя неделю после открытия, можно было наблюдать завораживающую картину. Вокруг площадки стали собираться родители здоровых детей  и особенных, они знакомятся, разговаривают, общаются. С утра и до позднего вечера городок занят детьми. Здесь нет «других», тут все друг другу помогают. Вначале, карабкаться на горку, а после, с визгом скатываться вниз, зная,  что  тебе внизу помогут подняться!

Бочча – один из немногих видов спорта, позволяющий детям с самыми тяжелыми формами ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата реализовывать себя в игре и улучшить здоровье. В марте месяце, в городе Чебоксары, проводились межрегиональные соревнования, Китаев Вавел занял, 1 место, наше первое золото. В августе на Всероссийских соревнованиях в Москве он вошел в десятку лучших, заняв 6 место.

Каждую пятницу в 10.00 в нашем домовом храме проходит молебен святителю Луке Крымскому на распев.  Молитвы читают все по очереди. Бывают жизненные ситуации, когда люди особенно нуждаются и в психологической, и в духовной поддержке. Здесь родители могут помолиться, поставить свечку.

На данный момент  в нашем Центре получают помощь 62 особенных ребенка.

Когда в коридоре Центра появилась выставка «Будущие параолимпийские чемпионы» некоторые были против. Сейчас мы воспринимаем это как девиз.

Учитывая тяжелую жизненную ситуацию наших подопечных, все услуги детям-инвалидам оказываются бесплатно. Содержание берет на себя приход храма Усекновения главы Иоанна Предтечи г.Алатырь.  Мы не имеем государственного финансирования и работаем на пожертвования неравнодушных людей и благотворителей.