Кабинет Монтессори « Умничка»

В сентябре месяце 2018 года, благодаря средствам гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, в нашем Центре появился кабинет, оснащённый по методике М. Монтессори -«Умничка». 
Педагогика Марии Монтессори –замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом и психическом развитии. Как показывает общая практика разных педагогов, дети прекрасно чувствуют себя в Монтессори-классе и добиваются отличных результатов в обучении. Они здесь самые обычные дети, такие же как и все остальные, — с присущей им индивидуальностью.
Девиз методики Монтессори — « Помоги мне это сделать самому».
Обучать ребёнка в Монтессори-среде — это значит:
— наблюдать за ребёнком, не вмешиваясь в процесс;
-создать развивающую среду.
Особенность этой системы — это уникальная развивающая среда, имеющая чёткую логику, построения и соответствующая психологическим потребностям ребёнка.
Класс разделён на 4 зоны, в каждой зоне решаются свои коррекционные задачи.
Зона языкового развития- материалы на развитие мелкой моторики рук и координации движений, на расширение и обогащение словарного запаса.
Зона сенсорного развития — материалы, закладывающие основу для коррекции чувств, знакомство с сенсорными материалами.
Зона на коррекцию слухового анализатора – материалы, направленные на коррекцию слухового восприятия.
Зона практической деятельности — здесь дети пытаются приобрести навыки самообслуживания.
Приём детей производится в течении всего учебного года по мере освобождения мест. Занятия проводятся как групповые (по 3-4 человека), так и индивидуальные.
Групповые занятия длятся 45 минут, 15 минут перемена для санитарной обработки. Занятия посещают дети разного возраста, условно разделённые на группы по особенностям развития. Из-за небольшой наполняемости группы каждому ребёнку уделяется достаточное количество времени. Индивидуальные — по потребностям ребёнка. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения развития. Занятия строятся на основе частой смены деятельности, передвижения детей в пространстве комнаты. Данная форма работы наиболее оптимальна для детей посещающих занятия , т.к. они, как правило, быстро утомляются, внимание их привлечь не всегда возможно. Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводим индивидуально, все действия упрощаем и разбиваем на дополнительные этапы, работу проводим «от простого к сложному» и пошагово.
В связи с тем, что наши дети имеют разные нарушения, часть детей передвигается на инвалидной коляске, не могут устойчиво стоять, сидеть, обучать детей в точности по системе М. Монтессори, предназначенной для здоровых детей, не представляется возможным. Поэтому мы адаптировали программу для детей-инвалидов, уделив большое внимание развитию мелкой моторики рук, согласованности действия рук, координации движений, сенсорному развитию детей, развитию навыков самообслуживания и навыков практической жизни.
Так чему научились ребята с момента открытия кабинета « Умничка»?
Ребята стали более самостоятельными, инициативными, резко вырос уровень развития социально-бытовых навыков, доведенных до автоматизма, таких как уход за собой, за окружающим помещением, улучшился микроклимат в группе, уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми, появилась потребность в опеке над младшими воспитанниками и потребность обучения у детей старшего возраста. Большую роль в занятиях сыграло и то, что на занятия приходили волонтеры, которые помогали деткам с особенностями ориентироваться в классе. Это дало феноменальный эффект. Обучение пошло быстрее.
Дети получили возможность выбирать материал, род деятельности, время и место работы, а также партнера, ситуация свободного выбора позволила детям увеличить длительность познавательного процесса и способность терпеливо и сосредоточенно работать, дети, начиная работу с Монтессори-материалами, доводили ее до конца, усовершенствовалась моторика детей, они научились более эффективно контролировать и координировать движения, благодаря четкой и логично выстроенной подготовительной среде в помещении дети стали легко ориентироваться в ней. У детей наблюдалось ощущение принадлежности к группе и коллективу, появилось чувство собственной значимости и защищенности.