О крещении простыми словами.

О крещении простыми словами.

Протоиерей Андрей Савенков,

настоятель храма Усекновения Главы

Иоанна Предтечи (г.Алатырь).

 

Начать хочется с того, что крещение — это таинство. Еще его называют таинством второго рождения, имя человека вносится в книгу жизни. Таинство значит, что происходит что-то таинственное, то, что мы не видим и может даже иногда не совсем понимаем, но что-то обязательно происходит. А что происходит? Чем отличается человек крещеный от некрещеного? Попробуем разобраться.

Имя Адам переводится с еврейского, как «земля». Создал Бог человека из праха земного (Быт. 2.7). Образно можно сказать, что у каждого человека душа тоже похожа на землю. У одного она жесткая, как камни, у другого плотная как глина и ничего не хочет в себя принимать, у другого наоборот, как песок, все проходит, но ничего не остается. У третьих как земля плодородная, принимает и взращивает семя,  у кого в 30, у кого в 50, у кого в 100 раз. Но мы понимаем, что какой бы хорошей не была земля, а вот если в нее не посадить семя, то ничего и не вырастет.

Так вот, в нашей ситуации, приходя ко крещению, мы приносим Богу свою душу – почву, а у Него просим, чтобы он посадил туда семечко жизни вечной – дар Духа Святого. Другими словами мы просим у Бога талант веры. Таланты бывают разные. У кого-то талант к музыке, у кого-то талант к рисованию, у кого-то просто талант быть мамой. Это тоже хороший талант. Причем, даже внутри одной способности степени бывают разные. Бывает так, что человек рождается и сразу слышит музыку, говорят у него тонкий слух. А у кого-то «медведь на ухо наступил». То же самое бывает и с верой. Один с детства сразу чувствует, что Бог есть и даже объяснять не надо. Бывает у человека такой талант веры, что он вырастает и вообще в монастырь уходит, а другому подавай математические доказательства. При чем высшую математику он учить не хочет.

Нужно сказать, что во времена Христа слово «талант» имело не совсем то значение, которое принято сейчас у нас. Тогда талантом называли денежную единицу, достаточно крупную сумму денег. Так вот, представим, что мы пришли к Богу просить у него талант. Это несколько похоже на то, как люди приходят в банк, чтобы взять кредит. Обычно они приводят с собой двоих поручителей. Так и в данной ситуации, крестные перед Богом будут выполнять роль поручителей. Когда крестят младенца, ситуация еще усугубляется тем, что крещаемый не знает вообще, нужно ему это или нет, хочет он или нет, а уж о вере и говорить нечего. А вера должна являться определяющим условием. «Приходящему надлежит веровать, что Бог есть и взыскующим Его воздает» (Евр.11.6).  Что важно, когда в банке берут кредит? Важно хорошенько прочитать условия договора, даже то, что написано мелким шрифтом. Иначе можно так «попасть», что не приведи Господь. И к сожалению, таких попавших, которые взяли кредит всего под два процента в день (а в пересчете на год это будет 730) становится все больше и больше. Люди либо читать не умеют, либо не отличают 2 процента в день от 17 процентов в год. Им лишь бы цифра меньше стояла, а в день или год это все равно. На это и рассчитывает вся реклама.

Так вот, что будет являться условиями договора при крещении?  Важно четко понять, что обещает дать Бог, а что обещаем за это мы. Иначе если одна сторона не будет выполнять своих обязательств,  то и вторая тоже в праве не выполнять своих. Обычно, когда спрашиваешь перед таинством крещения родителей, чего мы просим у Бога в крещении для ребенка, они хором отвечают — здоровья. Я думаю, что это не совсем правильно, вернее это совсем не правильно. С одной стороны, здоровье зависит от генетики, с другой — от экологии, которую тоже не Бог портит, а мы. С третьей, я всегда говорю родителям, что если ребенка поменьше кормить продуктами с консервантами, то со здоровьем и так всё будет нормально. Правильнее здесь будет сказать, что мы просим для ребенка у Бога Ангела-хранителя, спутника на всю жизнь. Засчитаем это за первое.

Во-вторых, как мы уже сказали, мы просим талант веры или, другими словами, дар Святого Духа, маленькое семечко благодати. В-третьих,  и это очень важно понять, что мы просим у Бога, чтобы Он усыновил Себе нашего младенца. В крещении мы получаем право называть Бога своим Отцом и читаем молитву Отче наш. Что это значит, что это дает? Можно объяснить это просто — по тому, как мы относимся к детям, к своим и к чужим. Они конечно все дети, но к своим мы относимся по-особенному. Мы им многое прощаем. Посмотришь, как некоторые мамы мучаются со своими великовозрастными чадами в школе или техникуме, и понимаешь, что, возможно, им и до самой старости так мучиться придется.  И все равно будут прощать. А чужого давно бы выгнали. Так вот и к Богу мы потом будем приходить и просить у Него прощения в своих ошибках или грехах не просто как к судье или прокурору, а как к отцу, с надежной на понимание и прощение.  И это будет называться уже исповедью и покаянием. Своих ведь детей мы, может быть, и поругаем, может быть,  даже накажем, но все равно потом простим. Вот так и с Богом.

В-четвертых, в крещении человек сразу становится полноправным членом Церкви и может сразу участвовать во всех таинствах, в каких только позволит возраст и возможность. В-пятых, можно сказать, еще и Царство Небесное в придачу.

А теперь нужно разобраться, что обещаем мы, вступая в договор с Богом, иначе договор может оказаться не действительным. Обычно отвечают, что мы должны верить. Это хорошо и правильно, но как это проверить. В современной жизни сплошь встречаются ситуации, когда юноша говорит девушке, что он ее любит, а руку не предлагает. Странная вот такая любовь бывает, и сейчас все чаше и чаще встречается, и девушки обычно попадаются на это. В Новом Завете прямо говорится, что бесы тоже веруют (Иак. 2:19), но лучше от этого не становятся, а ты покажи веру свою от дел своих.

В чем же должна выражаться вера? В делах. Любящий меня, говорит Христос, заповеди мои соблюдёт (Ин. 14: 15). Мы все хорошо знаем, что детей нужно учить правилам дорожного движения. Если этого не сделать, то ребенок может попасть под машину.

Вот так и в жизни духовной тоже существуют правила, только правила духовного движения. Они называются заповеди.

Представьте себе, что человек только родился, а Господь уже всю его жизнь знает. Это не значит, что Он предопределяет жизнь человека, нет, просто Он ее видит сверху, поскольку Бог живет вне времени. Он ее видит всю и сразу. Вот в этот момент человек родился, в этот пойдет в школу, здесь в институт, а здесь может свою суженую встретит. Бог знает, где счастье человека. В момент рождения уже начинают связываться и переплетаться судьбы тысяч людей, с которыми ты должен будешь встретиться. Представьте себе пучок прутьев перерезанный по середине. Срез – это наше видение жизни, но только Бог видит, что было внизу и что будет вверху. А для нас не возможно узнать, что будет за поворотом, пока до него не дойдешь. Жизнь одного человека может выглядеть перед Богом, просто как извилистая линия. Но на каждом повороте Он заранее поставит тебе знак.

Идет человек по жизни, складывается определенная ситуация. Заповедь Божия говорит: «Направо иди!», а человек идет налево. Нельзя, говорят ему, налево, а он все равно идет. Так и сходит с пути Божьего.

Что происходит? Рвутся все пути и пересечения тысяч судеб и встреч, которые должны были случиться с тобой. Бог же не будет под тебя перестраивать жизни всех людей. Так и происходит, что человек свою суженную (своего суженого) может никогда и не встретить. А если, говорят мне, покаяться? Да, можно еще вернуться на тот путь, но уже не в точке ухода,  а чуть дальше. Два раза в одну реку войти невозможно. Обычно бывает так. Покаялся человек и ждет, что вот теперь сразу должно все исправиться, и невеста завтра появится на горизонте. Подождал несколько дней, что-то нет и опять повернул налево. Что-то, говорит, не работает. А в реальности, просто еще не успели связаться новые связи. Может быть суженная (или суженный) в другом городе еще институт заканчивает, а у нас терпения не хватает дождаться. В таких ситуациях Бог помочь человеку вообще не может. Бог не будет играть по твоим правилам и подстраивать под тебя весь мир. Представьте себе, если бы так происходило с правилами дорожного движения: кому-то не понравился знак «Проезд запрещен» и он требует его убрать из правил. А другому захотелось ввести в правила новый знак, и он неожиданно для других появляется. На дорогах начался бы хаос. Каждый бы придумывал себе что хотел, а доблестные блюстители порядка, которые должны бы как ангелы-хранители подсказывать и направлять, естественно, тоже наказывали бы водителей по своим собственным правилам.

Так вот, вступая в завет или, говоря на современном русском языке, заключая договор с Богом, крестные должны понимать, что они обещают научить своих крестников этим самым правилам духовного движения – заповедям. Иначе даже Сам Господь Бог не сможет им помочь.

Ну а теперь остается спросить крестных, сколько они знают заповедей, данных Богом для людей через пророка Моисея. Ситуация как с получением кредита в банке. Подписать договор подписали, а условия прочитать забыли. Обычно люди говорят, что заповедей 7 или 12, редко кто скажет 10. А если попросить их назвать эти 10 заповедей, то озвучат, и то с большим трудом, только три или четыре. А уж о заповедях Нового Завета («заповеди блаженства) и говорить нечего. Подготавливаясь ко крещению, крестным необходимо разобраться со своими обязанностями, иначе договор может не состояться.

Теперь несколько слов об обетах крестных.

Первым обетом является обет отречения от сатаны. Кто такой сатана? Обычно все хором отвечают, что это то, что виновато во всем плохом. Тогда давайте уточним вопрос. Кто или что? Вот здесь уже сложней, и мнения обычно делятся на два. Нам нужно понимать, что сатана это, во-первых, кто. То-есть существо, как и мы с вами. Живое, разумное, свободное, личность, но бесплотное. Что это значит?

У нас ученые пытаются найти инопланетян. Все говорят, что что-то такое есть, а вот найти не могут. А Библия уже несколько тысяч лет назад говорит, что наш мир сложный. В нем есть существа, которые живут, выражаясь современным языком, в параллельном с нами мире. Мы живем в трех измерениях, а они живут в четырех или пяти. Наш мир для них просто плоский. Они в нем передвигаются независимо от пространства. Эти существа бывают добрыми, бывают и злыми. Добрых существ Священное Писание называет ангелами, а злых – демонами. А сатана — это предводитель злых демонов. Слово сатана – латинское по происхождению и переводится на русский язык, как «противник». Чей противник? Бога. Диавол – слово греческое и переводится на русский язык, как «клеветник». Клеветник — это не обманщик. Клеветник не просто обманывает, он клевещет на кого-то, наговаривает. Более правильно перевести слово диавол — лжесвидетель в суде.

Диавол оклеветал Бога сначала перед другими ангелами и одна треть ангелов спали с неба и стали демонами. А потом он оклеветал Бога перед людьми и люди отошли от Бога. Перед крещением важно понять, в чем была суть грехопадения. Там в Раю у дерева познания добра и зла произошло непоправимое. Что значит дерево познания добра и зла? Славянское слово познать, это не наше современное. Например, прочитал и узнал. Нет. Сказано, например, познал Адам жену свою, она зачала и родила сына. И особое дерево в раю названо деревом познания добра и зла. Познать жену и познать добро и зло. Употребляется одно и то же слово. Познать в библейском понимании значит сделать своим, соединиться с чем-либо или с кем-либо, получить право на обладание чем-либо или кем-либо. Другими словами, дерево познания добра и зла это дерево выбора права. Кто устанавливает это право? Бог или сам человек.

Применительно к нашей ситуации спросим: для ребенка кто устанавливает, что есть добро и что есть зло, что можно и чего нельзя? Конечно родители. Они, например, говорят ребенку – в розетку пальчик не суй, убьет. Так и Бог, создавая этом мир, сказал Адаму и Еве – от этого дерева не ешьте, вы умрете. Когда спрашивают ребенка, чем ты отличаешься от взрослого, обычно все дети говорят: взрослым уже все можно, а нам еще нет. Если о том же спросить взрослого, чем ты отличаешься от ребенка, то он скажет, что там, где у ребенка еще первая шишка, у меня уже, наверное, мозоль. С раза я точно знаю, что нельзя, поэтому я теперь так уверенно говорю.

До поры до времени ребенок слушает родителей, потому что доверяет им. Но вот приходит время, и находится некий «друг», который говорит, а почему это тебе еще нельзя, — да ты еще маленький!? Твоих родителей уже давно в музей пора сдать. Ты уже большой, пей, кури, матерись.  И подросший ребенок обычно ловится на эту наживку – мне уже можно, потому что очень хочется.

Так произошло и в Раю. У дерева познания добра и зла дьявол сказал Еве, что Бог запрещает им вкушать эти плоды, не потому что Он боится, что бы они не умерли, а потому что Он не хочет, чтобы они были как боги, знающие добро и зло, — имели право, как взрослые. Как будто люди только этим и отличаются от Бога.  Иными словами грехопадение это особый род революции. Человек свергает власть Бога, подросток свергает власть родителей. Не случайно потом заповедь о почитании родителей стала одной из десяти.

Так в истории человечества. Бесконечные революции и бесконечное желание построить рай на земле без Бога. Но ничего не получается. С дьяволом рай не построишь. Поэтому, приступая ко крещению, мы как бы возвращаемся назад, к дереву познания добра и зла и говорим, что для нас добро и зло определяет Бог, потому что мы Его дети. Мы обещаем жить по Его заповедям. При этом мы исполняем то, что тогда, к сожалению, не сделала Ева. Мы плюем на дьявола. Для этого мы поворачиваемся на запад. Бог для нас показал свет, дорогу, куда нужно идти, поэтому, обращаясь к Нему, мы обращаемся на восток. А на западе солнце заходит. Поэтому, обращаясь к дьяволу, мы поворачиваемся на запад.

Вторым обетом является обет сочетания с Богом. Для нас что такое добро, а что зло, что можно, а что нельзя будет отныне определять Бог. Наша земля — это дом, который создал для нас Он. Мы только временно в нем, и жить должны по его правилам – заповедям. В подтверждение крестные три раза читают Символ Веры. Эту молитву нужно знать наизусть. Каждое слово написано в ней кровью первых христиан и исповедников веры.

Часто спрашивают, а в каком возрасте лучше крестить? Одни предпочитают крестить сразу в младенчестве, другие ждут, пока ребенок выберет свою веру сам. Можно сказать по аналогии. Если вы посадили семечко, то его нужно поливать, если же не поливать, то зачем и садить тогда. Другими словами, если среда, в которой растет ребенок, христианская, и семья верующая, то, конечно, лучше крестить в младенчестве, чем раньше, тем лучше. Ведь вы получаете возможность причащать ребенка святым Христовым тайнам. Если же семья и среда жизни ребенка не христианская, далекая от веры, лучше дать возможность выбрать ребенку самому, когда он вырастет. Святитель Феофан Затворник, отвечая на такой же вопрос, говорил, что семя благодатной жизни, получаемое человеком в крещении, умереть не может, оно бессмертно. Но если человек не живет церковной жизнью, то оно словно замирает в нем или засыпает. Для такого человека днем крещения будет считаться день его первой осознанной исповеди или слезы покаяния, когда произойдет соединение воли Божией с волей человека.

В завершение можно пожелать крестным родителям, пока еще их подопечные маленькие, стараться помогать и заботиться, чтобы кровные родители не забывали причащать крещеного ребенка. Ну а когда уже семечко подрастет, вот тогда нужно будет и пасынки обламывать, и крону формировать….