ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ)

ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ)

Венчание– это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Очень важно приступить к нему подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, как неизвестной (непознанной), и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди перед священником.

Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди — это не что иное, как профанация таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то никакое венчание этот брак не сохранит.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Самое первое условие — венчающиеся обязательно должны быть крещены в Православии и между ними не допускается родство, включая троюродное. В силу духовного родства запрещаются также браки между родителями крещаемого младенца и восприемлющими (крестными)  его лицами одинакового с ним пола, т.е. между крестным отцом и родной матерью мльчика или между крестной матерью и отцом девочки. (В силу традиции также не заключают браки между крестными одного и того же ребенка, а также между крестным отцом и крестницей и между крестной матерью и крестником).

Новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе. Во время гражданской регистрации брака обручение кольцами, заимствованное в советское время из церкви, можно пропустить. Обручить новобрачных кольцами должен священник, поскольку это имеет важный духовный смысл.

При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных состоит в браке с другим лицом. Вступать в брак дозволяется только холостым и вдовым после 1-го и 2-го брака.

Венчание не совершается:

  • В течение всех четырех многодневных постов (Великого, Рождественского, Успенского, Апостольского;
  • Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;
  • На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
  • От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  • По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы) и субботам в течение всего года
  • Не совершается венчание и накануне самых главных церковных праздников;
  • а также 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
  • Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Невоцерковленным людям лучше это сделать заранее.

В былые годы родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей святыми иконами. Будущего мужа — иконой Христа Спасителя, жену — иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.

О дне и времени венчания необходимо заблаговременно (как минимум за неделю) договориться в храме. А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также кусок белого полотна или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в венчании, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день, чтобы этих препятствий не было.

Православная Церковь вносит некоторые требования к внешнему виду невесты:

  • Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;
  • Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что пышную фату закрывающую лицо легко можно испортить, так как в руке будет горящая свеча.
  • Женский брючный костюм недопустим;
  • Плечи, спина и грудь должны быть закрыты. Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке;
  • Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять в течение целого часа.

Обращаем Ваше внимание на суеверия, связанные с венчанием. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из новобрачных, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае — «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать Вашего сердца.

СОВЕРШЕНИЕ ВЕНЧАНИЯ

Обручение

Перед началом обручения жених становится по правую руку, а невеста — по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи у новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на молодых. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную святыню.

В своих последующих молитвах Церковь испрашивает благословения у Бога на обручение жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”.

Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви.

В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В наше время мы используем печать для подтверждения подписи руководителя какой-либо организации. Если директор доверит кому-то свою личную печать, это будет означать, что он доверит этому человеку самого себя. Именно такой духовный смысл имеет обмен кольцами брачующихся на обручении, потому  в древности такую печать или смысл имело кольцо господина. Кольца надеваются на персты правых рук в знак благословения на всякое доброе дело. Священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.

Брачные обеты

После обручения при пении псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа…” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань — символ чистоты намерений, единства и радости нераздельного жительства в супружестве.

Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.

Венчание

После этого начинается собственно чин венчания. Произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир.3,9).

И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе “Господи Боже наш, славою и честию венчай их”, священник от лица Бога благословляет их, как печатью утверждая Таинство брака.

Священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, иногда принимают и держат их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом — друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми.

Чтение Священного Писания и общая чаша

Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5,24-25). Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской.

После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни, они испивают общую чашу.

Общая чаша – это чаша с красным вином, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе.

Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы

Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф.19,6).

При этом торжественном шествии поются церковные тропари:

“Исаия, ликуй…”, прославляя самое радостное событие во Вселенной — Рождество Христово.

Тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”. Это молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа и сподобился через это Царства Небесного. «Святии мученицы…» — это и напоминание о том, что семейная жизнь — жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. Поэтому настоящая семья – это, прежде всего, труд и аскеза, а не удовольствия, которые рано или поздно прискучат. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.

В завершении поется тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троице Единосущная”. В этом песнопении воссылается благодарение за совершение брака.

 

Окончание чина венчания

Священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. Священник обращает внимание жениха на его возвеличение и благословение «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Божии». Величие жены в этом приветствии связывается с «веселием о своем муже и хранением пределов закона».

В заключение, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием, суть которого в том, что для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести духовную жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности. Одним из главных средств, которое Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, являются Таинства Исповеди и Причастия. Только соединяясь с Богом – источником любви, – люди получает благодатную силу на приобретение жертвенности и избавление от эгоизма.

В завершении молодым поется многолетие.

 

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

— Как относится Церковь к невенчанному браку?

— Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам любого государства и любой религии, не считая его блудным сожительством для нехристиан. От своих же чад она требует обязательного Браковенчания. Для исповедующего православную веру единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.

— Так ли уж  важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругами, имеют детей?

Незарегистрированный, или так называемый «гражданский брак» — проблема и духовная, и психологическая, и юридическая. Такая «малость», как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш «гражданский муж» попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность.

В духовно-психологическом плане ситуация еще хуже. Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент Вы готовы расстаться друг с другом, даже если у Вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, Вы – «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, Вы – чужие люди. В глубине души Вы прекрасно понимаете, что то, что Вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом – тем более.

— Но порой родители сами толкают детей на это: “Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет — разойдетесь”.

Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, всего лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, используя друг друга, как какую-нибудь вещь. Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект. Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям “пожить — посмотреть — присмотреться”. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы.

Канонические правила Церкви говорят: “Блуд не есть брак и не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию за блуд, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет”. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет.

Сейчас грех становится нормой и люди пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой. Церковь может лишь смягчить покаянную  дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленного информационного растления в общегосударственном масштабе. Сегодня от согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди.